[Греч. Μονή τῆς Παναγίας Παμμακαρίστου], посвященный Пресв. Богородице (Всеблаженнейшей) мон-рь в К-поле, выдающийся памятник средне- и поздневизант. архитектуры и живописи; ныне мечеть и музей Фетхие-джами в р-не Балат Стамбула.
Ранняя история П. П. м.- предмет научных дискуссий. А. ван Миллинген полагал, что первый храм на месте П. П. м., с 3 нефами и 3 апсидами, возник в VIII в. или даже раньше (Van Millingen A. Byzantine Churches in Constantinople: Their History and Architecture. L., 1912. P. 138-163). Э. Мамбури затем передатировал первый храм П. м. и отнес его к кон. XI в. (Mamboury E. Istanbul touristique. P., 1951. P. 329). На карнизе вимы кафоликона была зафиксированная в рукописях стихотворная надпись, указывавшая, что здание для монахов (μονοτρόπους) стало объектом заботы (φρόντισμα; возможная аллюзия на φροντιοτήριον «монастырь») Иоанна Комнина и его супруги, Анны Дукены: поскольку супругу имп. Иоанна II звали Ирина, то К. Сидеридис предложил видеть в них родителей имп. Алексея I Комнина - куропалата и великого доместика Иоанна Комнина (ум. в 1067) и его жену Анну Далассину, родственницу Дук, однако она, в действительности, была заклятым врагом Дук (Belting et al. 1978. P. 5-6). В описании гробниц в П. П. м., составленном в 1566-1587 гг., фигурируют имена детей и внуков ктиторов (Алексея Адриана, женатого на Ирине Синадине, их сына - Адриана, женатого на Анне Контостефанине; Андроника, женатого на Евдокии Дукене; Евдокии, жене Алексея Тарханиота, их детей: Иоанна и Анны, жены Никифора Артавасда). К. Варзос считает Иоанна Комнина внуком Иоанна, племянника имп. Алексея I, и относит время расцвета его деятельности ко 2-й трети XII в. (Βάρζος Κ. Γενεαλογία των Κομνημνών. Θεσ., 1984. Τ. 1. Σ. 276).
Согласно описанию гробниц и поэме Мануила Фила (Manuel Philes. 1857. Vol. 2. P. 240-242), в лат. оккупацию мон-рь сильно пострадал. Фил и Георгий Пахимер (Georg. Pachym. Hist. II, 184) называют новыми основателями обители (вскоре после 1263) протостратора Михаила Главу Тарханиота (ум. в 1304-1308; построил также в 1303 парекклисион св. Евфимия при храме св. Димитрия в Фессалонике) и его супругу, Марию (в монашестве Марфа) Дукену, к-рые имели в П. П. м. родовые усыпальницы: там были погребены представители родов: Тарханиоты и Дуки. Ок. 1293/94 г. Михаил сделал настоятелем П. П. м. мон. Косму из Созополя, к-рый стал вскоре патриархом К-польским с именем Иоанн XII, но трижды (в 1299-1300, 1300 и 1303) на неск. месяцев возвращался в П. П. м. Согласно Мануилу Филу, Михаил вложил в храм икону арх. Михаила, украшенную серебром и позолотой, и мозаичную икону св. Иоанна Предтечи, а также основал при мон-ре больницу. После смерти Михаила его вдова пристроила с юга к кафоликону парекклисион для погребения мужа, принявшего перед смертью постриг (Manuel Philes. 1857. Vol. 2. P. 74-76, 117-118, 310). Михаил и Мария-Марфа украсили кафоликон и парекклисион фресками и мозаиками.
В П. П. м. были погребены и их потомки: Феодосия (Феодора), Константин, Феодора, Николай-Нил, Кирилл-Константин, Евдокия Дукена. Согласно Иоанну Кантакузину (Cantacus. Hist. II, 498), в 1344 г. Анна Савойская хотела сослать в П. П. м. великого логофета Гавалу. В 1397 г. игумен П. П. м. и архим. Нифонт был поставлен митрополитом Патр, а в 1400 г. игум. Феофан - митрополитом Ираклии Фракийской (Miklosich, Muller. Vol. 2. P. 275, 312-313). В 1416-1421 гг. имп. Мануил II держал в П. П. м. неудачливого претендента на османский престол Джунайда вместе с 10 людьми из его свиты, хотя монахи не хотели жить вместе с неверными (Ducas. Hist. 121).
После 1420 г. (возможно, в 1453) П. П. м. стал жен. мон-рем: в 1455 г. патриарх Геннадий II Схоларий получил от Мехмета II разрешение перевести Патриархию из храма св. Апостолов в П. П. м., а его монахинь перевел в соседний храм св. Иоанна Предтечи в Трулле (Georgius Sphrantzes. Memorii, 1401-1477 / Ed. V. Grecu. Bucur., 1966. P. 307). В П. П. м. были перенесены сокровища и святыни Патриархата (в т. ч. мощи св. Феофании), из-за чего в 1489-1491 гг. обитель пытались разорить мусульмане, снявшие в т. ч. крест с купола. В 1463 г. патриарх Иоасаф I Коккас пытался покончить жизнь, бросившись в одну из цистерн П. П. м. (Historia politica et patriarchica. 1849. P. 38-39, 96-98; Ecthesis Сhronica. 1902. P. 27-28). Патриарх Максим III (1476-1481) открыл в П. П. м. гробницу посмертно отлученной попадьи, чтобы убедить султана в том, что тела отлученных от Церкви не разлагаются (Historia politica et patriarchica. 1849. P. 48-50, 118-124; Ecthesis Chronica. 1902. P. 36-37). При патриархе Симеоне I в 1482-1486 гг. в П. П. м. состоялся Собор, где отказались от Флорентийской унии и был принят чин «перехода из латинства» (Ράλλης, Ποτλής. Σύνταγμα. Τ. 5. Σ. 143-147).
В 1513 г. близ кафоликона П. П. м. был погребен патриарх Пахомий I (Historia politica et patriarchica. 1849. P. 150). Ок. 1512 г. в П. П. м. был погребен Иоанн, внук последнего деспота Мореи Фомы Палеолога. Ок. 1518 г. валашский господарь Раду Михня даровал 100 тыс. апсров на реставрацию купола П. П. м. патриарху Феолепту, к-рый затем был погребен рядом с Пахомием (Ibid. P. 152, 158-160; Ecthesis Chronica. 1902. P. 67-68). В 1538/39 г. П. П. м. едва не отобрали турки. В 1546-1556 гг. султан Сулейман приказал снять крест с колокольни П. П. м.; тогда же патриарх Дионисий построил 8 келий и конюшню и даровал храму 2 аналоя и много сосудов (Historia politica et patriarchica. 1849. P. 178). Патриарх Иоасаф II (1556-1565) построил высокую стену вокруг П. П. м., 2 зала, пекарню и мельницу, а также вложил сосуды (Ibid. P. 180). Патриарх Иеремия (1572-1579) поставил новый трон, а также заменил старый темплон новым, резным и позолоченным: в местном ряду были старые иконы, выше - праздничный ряд, наверху - Распятие; он вложил в П. П. м. сосуды, построил 2-ю патриаршую келью (превратив первую в трибунал с троном), трапезную, поварню, колодец, а также пристроил два 2-этажных зала с запада (Ibid. P. 197-203). В XVI в. в храме П. П. м. хранились мощи св. Евфимии (в сев. галерее, вместе с мощами св. Анны), часть колонны бичевания и мафорий Богоматери (у юго-вост. столба наоса), мощи апостолов Андрея и Луки, глава св. Саломонии (или Саломеи; в юж. парекклисионе), сосуд из Каны Галилейской, мощи святых Параскевы, Феофании и Меркурия (в сев. парекклисионе) и половина Тернового венца.
В 1584 г., чтобы предотвратить закрытие церквей в Стамбуле, патриарх Пахомий II подарил своему покровителю Мехмет-аге 4 мраморные колонны (из кафоликона?) и плиты мраморной облицовки, а также хотел продать реликвии венецианцам. В 1586 г. султан Мурад III превратил П. П. м. в мечеть Фетхие-джами («мечеть Победы») в честь завоевания Грузии и Азербайджана; Патриархат (с реликвиями и иконами, в т. ч. мозаичными иконами Богоматери и св. Иоанна Предтечи из П. П. м.) был переведен в храм св. Димитрия Канаву.
Из б-ки П. П. м. происходят 3 рукописи: Vat. gr. 539 (976 г.) (вложена в мон-рь мон. Иосифом Филом); Marc. gr. Z 546 (786) (X и XIV вв.) и Bodl. Roe. 29 (1410 г.), вложенные митр. Неофитом Эфесским в 1481 г. (Volk O. Die byzant. Klosterbibliotheken von Konstantinopel. Münch., 1955. S. 51-52; Janin. Églises et monastéres. P. 212-213). В 1578 г. б-ка мон-ря была очень небольшой.
Первая реставрация кафоликона П. П. м. проведена в 1938 г.: была снята турецкая штукатурка с фасадов и внутри парекклисиона. В 1949-1963 гг. реставрацию храма и особенно парекклисиона провел Американский византийский ин-т.
Общий вид П. П. м. известен только на кон. ХVI в.: из письма Стефана Герлаха Мартину Крузиусу от 7 марта 1578 г. (Crusius M. Turcograeciae libri octo. Basiliae, 1584. P. 189-190) и рисунков немецких путешественников (Belting et al. 1978. Fig. 114-115). П. П. м. имел форму прямоугольника, обнесенного стенами. Внутренний двор был прорезан 3 дорожками, сходящимися ко входу в кафоликон, и засажен кипарисами и инжиром. Кафоликон находился в сев.-вост. углу двора. По сторонам двора располагались 2-этажные кельи и службы (за исключением южной - одноэтажной). Патриаршие покои с террасой находились с вост. стороны, с севера - трапезная и службы, с запада - гостиница, а с юга - кельи монахов, конюшни и парадные ворота. Кроме Комнинов и Тарханиотов в храме были погребены (в т. ч. не в аркосолиях) также Алексей Комнин (неизвестно, какой именно, в саркофаге), трапезундская имп. Феодора, господари Валахии и Молдавии (в т. ч. Александр; см.: Effenberger. 2007). Три колодца были во дворе и один в храме. На территории П. П. м. известны 3 цистерны, однако их хронология не ясна.
Кафоликон был построен во 2-й трети XII в.: в настоящее время отвергнуты как ранние его датировки (см. выше), так и поздние - XIII в. (Ebersolt. 1913. P. 246). Храм возведен над крестообразной субструкцией-цистерной с колоннами-сполиями. Сам кафоликон представляет собой храм с 3-сторонним обходом: купол опирается на 4 столба сложной формы, причем восточная их пара была слита со стенами между апсидами, а западная переделана в тур. период; между столбами с севера, запада и юга были расположены колонны, соединенные арками (в тур. время заменены едиными арками, над к-рыми сохр. следы старых арок). Тяжесть купола передавалась на опоры в стенах - вся конструкция здания была каркасной. Угловые ячейки перекрыты крестовыми сводами. Барабан прорезан 12 окнами; под сев., зап. и южной большими подпружными арками - большие тройные окна над сплошным карнизом. Дверь с мраморным косяком находилась по оси юж. ячейки за колоннами. Все 3 примыкавшие через вимы апсиды уничтожены в тур. период и заменены треугольным компартиментом для михраба. С запада расположен нартекс с 3 входами в зап. стене и окнами в торцах, однако время его появления остается предметом дискуссии (Ousterhout R. Byzantine Funerary Architecture of the XII Cent. // ДРИ. 2002. [Вып.:] Русь и страны визант. мира. С. 16). Западный и южный фасады нартекса украшены полукруглыми в плане нишами.
Кафоликон имеет типично комниновскую декорацию фасадов. Барабан - 12-гранный, с колонками на углах и сложно профилированными арками вокруг окон. Рукава завершаются снаружи тройными арками с пояском поребрика над ними; внутри них - тройные окна. Использована типичная для столицы кладка со скрытым рядом в сочетании со слабообработанными камнями. В интерьере из декорации сохранился только сплошной карниз под подпружными арками, декорированный резьбой в виде аканфовых пальметок. Согласно М. Грюневегу, стены были украшены плитами зеленого мрамора. На полу сохранились фрагменты мраморных плит и opus sectile. Мраморный блок с рельефным изображением апостола указывает на существование резного темплона.
В посл. треть XIII в. (после 1263) Михаил Дука Глава пристроил к старому кафоликону с 2 сторон (с северной и, вероятно, южной) галереи с аркосолиями для погребений (Х. Халленслебен относил к этому строительному этапу всю сев. галерею, однако 4 вост. ячейки сев. галереи отличаются от западных, см.: Hallensleben. 1963/1964). Вост. ячейка сев. галереи представляла собой купольный парекклисион с апсидой (разобрана в тур. время), как выглядела юж. галерея неизвестно.
Вcкоре после смерти Михаила Дуки Главы в 1304-1308 гг. его вдова, Мария Дукена, пристроила для их погребения с юга парекклисион, для чего была, вероятно, разрушена юж. галерея; проход осуществлялся через старую дверь, выводившую в сев.-зап. ячейку придела и функционировавшую еще в XVI в. Парекклисион - купольный храм типа вписанного креста сложного типа, с 3 апсидами и 2-ярусным нартексом. Постройка демонстрирует все признаки столичной архитектуры (в т. ч. 3 мраморных карниза). Своды над рукавами креста сделаны крестовыми (как в ц. Мирелейон в К-поле) для большего количества мозаичных композиций, равно как и над вимами и 3 ячейками нартекса, а над угловыми ячейками - купольными (из-за небольшого размера лотки крестового свода были бы слишком мелки для мозаичных фигур). В торце сев. рукава располагался аркосолий Михаила Дуки Главы. Лестница в зап. стене нартекса вела на 2-й его ярус, открывающийся в наос тройным проемом и увенчанный 2 куполами ячейками (как в Панагии Халкеон в Фессалонике). Боковые двери вели в кафоликон и во двор. Парекклисион хорошо освещен одинарными и тройными окнами в 3 ярусах: над 1-м и 2-м карнизом и в барабанах, а также в апсидах. В тур. период 2 сев. колонны и их арки были заменены на 1 арку (восстановлены при реставрации в 1963). Также была построена стена михраба, разобранная при реставрации, расширены входы в нартекс и наос. К юж. фасаду парекклисиона примыкала пристройка неизвестного времени (сохр. каменные кронштейны на уровне 2-го карниза).
Пропорции наоса значительно повышены: центральная апсида понижена, и над ней образуется «лоб» с окном, а малые подпружные арки начинаются значительно выше капителей, создавая тем самым больше места для мозаик в люнетах угловых ячеек. За счет небольшой площади, на к-рой размещены 12 ячеек, и введения крестовых сводов в рукава креста весь интерьер выглядит очень дробно. Купол реберчатый. Колонны из проконесского мрамора использованы вторично и стоят на разных базах; их капители, раскрашенные золотом по голубому фону, относятся к XIV в. Мраморные карнизы без резьбы, простого профиля, в т. ч. для размещения живописной стихотворной надписи (Talbot A.-M. Epigrams in Context: Metrical Inscriptions on Art and Architecture of the Palaiologan Era // DOP. 1999. Vol. 53. P. 77-79). Стены наоса были покрыты мрамором (в т. ч. желтоватым и проконесским; сохр. в боковых рукавах), а под 2-м карнизом шел рельефный пояс (champlevé) с изображениями лозы, птиц и геральдических львов (вероятно, герб рода Глав). Из исламской архитектуры заимствованы «полосатые» арки из чередующихся плиток темного и светлого мрамора с полукруглым выступом справа. Пол сложен из плит проконесского мрамора с полосами из темно-зеленого мрамора (verde antico) и вставками opus sectile. Своды, арки и люнеты над 2-м карнизом украшены мозаикой.
Если интерьер парекклисиона выглядит «по-столичному», то его фасады сочетают в себе разные приемы. Традиционно к-польское (в т. ч. комниновское) начало проявляется в таких элементах, как выраженный карниз 1-го уровня (с погребальной эпиграммой Мануила Фила), многогранные плинфяные барабаны с колонками на углах, сложно профилированные ниши, в т. ч. полукруглые в плане, тройные окна с мраморными столбиками (с четвертным завершением боковых окон), сочетание прямых карнизов с закомарами, разделка многогранной апсиды высокими узкими нишами, кладка opus mixtum. К провинциальным приемам декорирования фасада, преимущественно «элладской школы», принесенным Палеологами в К-поль с территории Никейской империи, относятся: керамопластический декор (посвятительная надпись под карнизом, орнаментальное заполнение пространств между арками, карнизы с городками над апсидами), активное чередование плинфы и светлого камня (шахматная кладка, кресты в круглой нише, «полосатые» арки), ниши с килевидным завершением (вост. мотив?).
Позднее с запада ко всему комплексу была пристроена галерея, сложенная в технике opus mixtum. Ее южная часть закрыла западный фасад парекклисиона с карнизом, а западная стала служить экзонартексом. Если мозаичный портрет имп. четы Андроника и Анны находился в экзонартексе и соответственно там были изображены имп. Андроник III Великий Комнин и Анна Савойская (первая супруга Андроника II Великого Комнина, Анна Венгерская, скончалась в 1281, т. е. до строительства экзонартекса), то галерея относится к 1326-1341 гг. (см.: Kidonopoulos. 1994. S. 85). Позднее над зап. входом была сооружена колокольня, а рядом с храмом - другие здания, разобранные в тур. время.
Интерьер кафоликона был украшен мозаиками, отрывочные сведения о к-рых приводятся в описаниях путешественников XVI в., а также в рукописи Cantabr. S. Trin. O.2.36. Fol. 145v - 152r (написана Иоанном Малаксосом между 1572 и 1587). В частности, путешественник Р. Любенау (80-е гг. XVI в.) расплывчато сообщает о мозаичных изображениях равноапостольных Константина и Елены, а также Спасителя, Богоматери с Младенцем, отцов Церкви Афанасия, Василия и Иоанна Златоуста (Belting et al. 1978. P. 31). В рукописи из Тринити-колледжа, содержащей подробное перечисление погребений в различных частях храма, говорится о погребальных портретах в аркосолиях и отдельных образах святых, расположение к-рых остается дискуссионным (ср. схемы размещения, предложенные У. Вайсброд и А. Эффенбергером, см.: Effenberger. 2007. P. 171-172). Среди перечисляемых в рукописи изображений (не считая портретов над погребениями), возможно исполненных в технике мозаики, компактными группами в отдельных компартиментах располагались следующие: 1) Богоматерь (на своде), св. Иоанн Предтеча, св. Феодосий, Михаил и Гавриил (Cantabr. S. Trin. O.2.36. § 3); 2) святые Феодор Тирон, Георгий, Димитрий, Евстратий, Авксентий, Параскева, Ирина, Евдокия, Пелагия и Василий Великий (Ibid. § 5; эта группа изображений единодушно локализуется исследователями в парекклисионе); 3) Богоматерь Паммакаристос с Младенцем, Христос Великий Архиерей, святые Николай, Георгий и Прокопий (Ibid. § 11); 4) святые Алексий, человек Божий, Иоанн Лествичник, Ефрем Сирин, Макарий, Онуфрий, Евфимий и мн. другие, «разрушенные» (Ibid. § 17; с указанием - «на сферическом своде», эти образы находились в сев. галерее); 5) мозаика с изображением имп. Алексея Комнина - предка или мужа (Алексея IV Великого Комнина) похороненной здесь императрицы Трапезунда Феодоры (Ibid. § 18; находилась в сев. галерее) (Schreiner. 1971. P. 221-241; Belting et al. 1978. P. 39-42; Effenberger. 2007. P. 170-196).
Источники XVI в. сообщают также о мозаичных портретах имп. Андроника и его супруги Анны, идентификация и расположение к-рых остаются дискуссионными. Согласно более распространенному мнению, основанному на описании М. Крусия (Crusius. 1584. P. 100) и Х. Я. Бройнинга (Breuning vom Buchenbach. 1612. S. 67), они находились в кафоликоне справа от входа в экзонартекс (Belting et al. 1978. P. 23) и представляли Андроника III и его супругу Анну Савойскую. Как считает Р. Штихель, опираясь в 1-ю очередь на свидетельство С. Швайггера (Schweigger. 1608. S. 120-121), императорские портреты располагались на внутренней стороне монастырских ворот и изображали Андроника II и его первую жену, Анну Венгерскую; они были исполнены между 1277 и 1281 гг., когда Андроник являлся соправителем своего отца - Михаила VIII (Stichel. 1998. S. 84-99; Effenberger. 2006/2007. С. 83-85).
Одна из поэм Мануила Фила (Manuel Philes. 1857. Vol. 2. P. 240-255. № 237) описывает цикл изображений военных подвигов Михаила Дуки Главы, по всей вероятности находившийся в каком-то из зданий П. П. м. (Belting et al. 1978. P. 12); в др. поэме (Manuel Philes. 1855. Vol. 1. P. 310. № 99) говорится об образе Христа на воротах или дверях монастыря.
Мозаики кафоликона были сбиты после его обращения в мечеть, in situ уцелели лишь незначительные фрагменты в сев.-зап. угловой ячейке наоса и в софите окна на юж. фасаде (Mango, Hawkins. 1964. P. 323).
Из кафоликона, вероятно, происходят 2 мозаичные иконы, ныне находящиеся в соборе св. Георгия Вселенского Патриархата в Стамбуле: «Богоматерь Паммакаристос» (в типе «Одигитрия») и «Св. Иоанн Предтеча». Возможно, иконы располагались по сторонам темплона (Belting et al. 1978. P. 9-10), причем не исключено их первоначальное бытование в качестве настенных мозаик, о чем косвенно свидетельствует гипс, имевшийся в области нимбов Богоматери и Младенца и удаленный в ходе реставрации 1938 г. (Ryder. 2007. P. 16, 217-218). В одном из стихотворений Мануила Фила воспевается находившееся в кафоликоне мозаичное изображение св. Иоанна Предтечи, отождествляемое некоторыми исследователями с иконой из собора св. Георгия (Manuel Philes. 1855. Vol. 1. P. 79-80. N 170; Ryder. 2007. P. 214-215). В описании работ по украшению кафоликона, предпринятых при патриархе Иеремии II в 1572-1579 гг., говорится об образе Божией Матери Паммакаристос, находившемся справа в местном ряду иконостаса (Belting et al. 1978. P. 29). Предлагаемые датировки этих памятников колеблются в широких пределах от 2-й четв. XI в. до XIV в. (Γκιολες. 1993/1994. Σ. 250-252). Наиболее вероятным временем их создания следует считать, по-видимому, 2-ю четв. XII в., на что указывает близость моделировки ликов на ктиторской мозаике с изображениями имп. Иоанна II Комнина и имп. Ирины в юж. галерее собора Св. Софии К-польской. В таком случае не исключено, что коленопреклоненная фигурка в левом углу иконы св. Иоанна Предтечи изображает ктитора П. П. м. Иоанна Комнина (Belting et al. 1978. P. 10).
На юж. фасаде кафоликона сохранились остатки фресковой росписи, в т. ч. фрагменты 3 сюжетных композиций: «Богоматерь, молящаяся в Своем доме», фигура ап. Петра из сцены «Успение» (?) и «Врата затворенные» (Иез 44. 2). Первые 2 сцены относятся к верхнему регистру росписей, в к-ром был представлен цикл Успения Пресв. Богородицы, 3-я являлась частью располагавшегося ниже цикла ветхозаветных прообразов Богоматери. Фрески были написаны между 1282 и 1293 гг. (?), до строительства парекклисиона (Effenberger. 2006/2007. С. 92). Их стиль обнаруживает близость к росписям к-польской ц. св. Евфимии (поздний XIII в.), но существенно отличается от манеры исполнения фресок капеллы св. Евфимия (придел базилики св. Димитрия) в Фессалонике, 1303 г. (Belting et al. 1978. P. 107-111).
В парекклисионе уцелела часть мозаичного убранства, созданная вскоре после его постройки (ок. 1310) по заказу Марии Дукены. Хорошо сохранились мозаики в алтарной части, куполе, обеих восточных и юго-западной угловых ячейках, частично - в люнетах над верхним карнизом. В скуфье купола помещены поясное изображение Христа Пантократора в медальоне и ростовые образы 12 пророков (Исаия, Моисей, Иеремия, Софония, Михей, Иоиль, Захария, Авдий, Аввакум, Иона, Малахия, Иезекииль). В алтарной части располагается деисусная композиция: в конхе - фигура восседающего на троне Спасителя (с эпитетом «῾Υπεράγαθος» - Преблагой), в боковых люнетах вимы - ростовые образы Богоматери и св. Иоанна Предтечи, на крестовом своде вимы - поясные изображения архангелов Михаила, Гавриила, Рафаила и Уриила. Остальное пространство вост. части парекклисиона отведено под образы святителей, из которых сохранились 13; в жертвеннике представлены Иаков, брат Господень (в конхе), Климент, папа Римский (?) (в сев. люнете), и Митрофан, 1-й патриарх К-польский (в юж. люнете, в технике фрески), в диаконнике - Григорий Богослов (в конхе), Кирилл Александрийский и Афанасий Великий (в сев. и юж. люнете соответственно). В сев.-вост. угловой ячейке: Игнатий Богоносец (в медальоне на своде) и Григорий Нисский (в софите арки); в юго-вост. угловой ячейке: Григорий Просветитель (в медальоне на своде), Григорий Чудотворец, Григорий Акрагантский, Антипа Пергамский и Власий Севастийский (в софитах арок). В юго-зап. угловой ячейке сохранились 6 изображений преподобных: Антоний Великий (в медальоне на своде), Евфимий Великий (в люнете зап. стены), Савва, Иоанн Лествичник, Арсений и Харитон (в софитах арок). Все святые представлены в рост, за исключением погрудных изображений в медальонах на сводах. Из сцен двунадесятых праздников полностью сохранилось «Крещение» над верхним карнизом в восточном люнете юж. рукава и фрагмент «Вознесения» (?) в вост. люнете сев. рукава. Своды жертвенника, диаконника и угловых ячеек украшает стилизованный флоральный орнамент. От декорации нартекса уцелели незначительный фрагмент мозаичного образа Богоматери в типе «Оранта» в юж. аркосолии вост. стены и фрагменты фресковой росписи (Mango, Hawkins. 1964. P. 327-328; Belting et al. 1978. P. 20).
Первоначальная иконографическая программа росписи парекклисиона реконструируется приблизительно на основании сохранившихся мозаик и исторических свидетельств. Барабан купола был сплошь покрыт золотыми тессерами, в парусах располагались образы евангелистов. В сев.-вост. угловой ячейке и в люнете сев. стены находились 4 образа святителей. Сев.-зап. угловая ячейка была отведена под изображения святых воинов (или иных святых). Цикл двунадесятых праздников (кроме сцены «Сретения» (?)) составлял верхний регистр росписей стен, занимая люнеты над угловыми ячейками и торцы рукавов подкупольного креста; сцена «Успение» располагалась на зап. стене непосредственно над входом, т. е. ярусом ниже. Возможно, в нижнем регистре стен на уровне мраморных облицовок первоначально находились еще 8 мозаичных изображений: святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого в апсиде, 2 неизвестных святых на юж. стене, апостолов Петра и Павла на зап. стене по сторонам от входа, а также Богоматери и Христа на зап. гранях предалтарных столбов (Belting et al. 1978. P. 45-47). Из описания С. Герлаха известно о мозаичном ктиторском портрете, на котором Михаил Дука Глава и Мария Дукена были представлены предстоящими Христу, Михаил - со свитком, а Мария - с моделью храма в руках (Gerlach. 1674. S. 462B); мозаика располагалась в торце сев. рукава рядом с аркосолием, в к-ром был погребен Михаил Дука Глава (Effenberger. 2007. P. 178-179).
Иконографическая программа мозаичного убранства отражает погребальное назначение парекклисиона: Деисус в алтарном пространстве дополняется сонмом святых в др. компартиментах храма, которые словно предстательствуют за похороненного здесь ктитора. О том, что изображения святителей и преподобных мыслились вовлеченными в деисусную композицию, косвенно свидетельствует тот факт, что святые в сводах угловых ячеек обращены на восток (Belting et al. 1978. P. 69-73).
В стилистическом отношении мозаики парекклисиона, характеризующиеся сдержанным аристократизмом, занимают промежуточное положение между монументальными росписями «первого палеологовского стиля» (по терминологии Х. Бельтинга) и мозаичным убранством кафоликона монастыря Хора (Кахрие-джами; ок. 1316-1321). Они в равной степени лишены как несколько тяжеловесной объемности первых, отчетливо заметной в мозаиках ц. Богоматери Паригоритиссы в Арте (между 1283 и 1296) и экзонартекса ц. св. Феодора в К-поле (Килисе-джами; 1-я четв. XIV в.), так и прихотливой маньеристичности вторых. Ансамбль росписей парекклисиона отличается ясностью построения и холодноватой изысканностью живописного решения. Несмотря на общую гармоничность, в нем заметны различия в манере исполнения отдельных изображений, к-рые, по мнению Х. Бельтинга, объясняются тем, что здесь работали 2 ведущих мастера («Мастер пророков» и «Мастер взволнованных фигур»), вдобавок ориентировавшихся на разные образцы (Ibid. P. 85-96). Так, пророки в скуфье купола представлены в свободных, динамичных позах и резких, беспокойных поворотах, близких к мозаикам мон-ря Хора, в то время как классически ясная и спокойная фигура Христа в конхе апсиды выдает консервативную ориентацию художника. Предлагаемое Г. Веленисом (Vélénis. 1998/1999. С. 108-109) объяснение стилистического отличия образа Христа в апсиде от остальных мозаик более ранним временем его создания (по мнению исследователя, парекклисион существовал уже при жизни Михаила Главы, а после его смерти был существенно перестроен; от 1-го этапа его бытования сохранилось созданное в кон. XIII в. изображение Христа в апсиде, остальные же мозаики были исполнены во 2-й четверти XIV в.) является ошибочным. Нек-рые архаичные приемы, использованные при создании образа Христа в апсиде (напр., моделировка лика радиально расходящимися тонкими лучеобразными линиями, восходящая к комниновским образцам), используются и в др. репрезентативных мозаиках 1-й четв. XIV в. (таких, как изображение Христа Халкитиса во внутреннем нартексе кафоликона мон-ря Хора в К-поле).
Палеографический анализ мозаичных надписей показал, что к их созданию были причастны 4 мастера, двое из к-рых принимали участие в украшении мозаиками ц. св. Апостолов в Фессалонике (1310-1314) и кафоликона мон-ря Хора (Τρούπκου. 2016. Σ. 121-139, 173-178).